Нормативы запаса товарно-материальных ценностей
Нормативы запаса товарно-материальных ценностей в денежном выражении исчисляются путем умножения величины среднего дневного расхода этих ценностей на норму запаса в днях. Если нормы запаса в днях являются относительно стабильными, то величина среднего однодневного расхода изменяется в зависимости от объема производства и реализации продукции.
Поэтому нормативы запаса товарно-материальных ценностей нужно пересматривать не только ежегодно, но и ежеквартально.
Поскольку к основным видам нормируемых материальных ценностей на предприятиях относятся материалы, незавершенное производство и готовые изделия, рассмотрим более подробно порядок нормирования оборотных средств по этим видам материальных ценностей.
При нормировании оборотных средств, необходимых производственному предприятию для создания запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов, прежде, всего устанавливают норму запаса в днях. Исходя из существующего расхода материалов тем или иным промышленным предприятием, определяют, на сколько суток нужно создать запас этих материалов, чтобы обеспечить бесперебойный выпуск продукции.
Нормативный запас указанных материальных ценностей включает следующие запасы: транспортный; подготовительный; технологический; текущий складской запас; гарантийный (страховой).
Величина транспортного запаса зависит от разрыва во времени между датой акцепта платежных документов и датой фактического получения материальных ценностей. Платежные документы, сданные поставщиком в учреждение банка на инкассо и отправленные почтой в учреждение банка, обслуживающее покупателя, как правило, продвигаются быстрее, чем материальные ценности, отгруженные в адрес покупателя.
Когда покупатель акцептует платежные документы и перечисляет денежные средства со своего расчетного счета на расчетный счет поставщика, он не может использовать в процессе производства материальные ценности, так как эти ценности находятся в пути. В таких случаях покупателю нужно иметь запас материальных ценностей, который позволяет регулярно использовать эти ценности в процессе производства до момента поступления на его склады закупленных и оплаченных производственных материалов.
Чтобы определить норму транспортного запаса в днях, из времени, необходимого для перевозки материальных ценностей, отнимают время нахождения платежных документов в пути, время, которое требуется для обработки документов в банковских учреждениях, и время, установленное для акцепта платежных документов покупателем.