Транспорт относится к отраслям материального производства. Однако эта отрасль характеризуется тем, что в процессе производства на транспорте не создается новый вещественный продукт, новая потребительная стоимость. Результатом работы транспорта является перемена местонахождения грузов и людей.

Особенности деятельности предприятий и организаций транспорта находят отражение в структуре фондов.

Так, в промышленности оборотные фонды составляют по отношению к общей сумме фондов более 25%, а на транспорте - около 6%. Наибольший удельный вес в стоимости основных производственных фондов транспорта занимают сооружения (мосты, верхнее строение пути, гидротехнические сооружения) и подвижной состав (локомотивы, вагоны, морские и речные суда, автомобили всех видов, самолеты и др.). У предприятий транспорта на 1 января 2006 г. товарно-материальные ценности составляли в общей сумме оборотных средств 48,7%.

При этом у предприятий и организаций транспорта отсутствуют готовая продукция и незавершенное производство, а в затратах на эксплуатацию отсутствует и сырье. Товарно-материальные ценности у этих организаций состоят из топлива, запасных частей, материалов для ремонта, смазочных материалов и т. д.

В структуре оборотных средств предприятий транспорта значительное место занимают денежные средства. По предприятиям транспорта их удельный вес составил 30,6%.
На транспорте некоторые особенности имеет организация хозяйственного расчета; основная из них - значительная централизация доходов и расчетов.

Это связано с тем, что перевозки грузов и пассажиров осуществляют несколько подразделений. Например, в перевозках грузов и пассажиров железнодорожным транспортом участвует несколько дорог, а внутри дорог - несколько единиц: отделения дороги, пассажирские станции, дистанции зданий и сооружений, дистанции сигнализации и связи. Свыше 75% перевозок выполняется в прямом сообщении по двум и более дорогам.
В условиях, когда вся провозная плата поступает в кассу станции дороги отправления и возникает необходимость распределения ее между железными дорогами, участвующими в перевозках, на

транспорте применяется централизация денежных средств, полученных за перевозки, и система финансирования эксплуатационных расходов подразделений, принимавших участие в перевозках грузов и пассажиров.
Второй особенностью расчетов на транспорте является то, что средства, как правило, поступают до начала перевозок.

Общеизвестно, что стоимость проезда оплачивается до того, как пассажир или груз отправляется в путь.

Указанные особенности наряду с особенностями кругооборота средств оказывают определенное влияние на структуру источников формирования оборотных средств у организаций транспорта.