До сентября 2004 г. при недостаточности средств на расчетных и текущих счетах предприятий и организаций в первую очередь выдавались деньги на выплату заработной платы, затем удовлетворялись претензии бюджета и банков, перечислялись средств на капитальное строительство и капитальный ремонт.

Таким образом, при наличии указанных выше претензий платежи за материальные ценности и услуги фактически приостанавливались. И в результате создавались финансовые затруднения у поставщика материальных ценностей даже тогда, когда они работали хорошо.

С 1 сентября 2004 г. очередность платежей была изменена. В настоящее время при возникновении неплатежей банк вне очереди выдает предприятию с расчетного счета средства на неотложные нужды. К их числу относятся любые платежи по усмотрению владельца счета. На указанную цель разрешается направлять ежедневно не свыше 5% суммы среднедневного поступления средств.

После этого производится выдача средств на выплату заработном платы рабочим и служащим и осуществляются другие платежи, связанные с оплатой труда, включая платежи по государственному социальному страхованию. Затем идут платежи в государственный бюджет.

Вслед за платежами в бюджет осуществляю платежи поставщикам за материальные ценности и услуги, а также платежи, связанные с завершением расчетов по зачетам взаимных требований. Далее перечисляются средства, предназначенные для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта, а затем погашаются банковские ссуды и производятся все остальные платежи.

Строгая регламентация очередности платежей возможна только в кредитной системе, обеспечивающей сосредоточение всех платежей каждого предприятия в одном и том же учреждении банка. Перевод платежей за товары и услуги с 1 сентября 2004 г. во вторую группу очередности (после выдач на заработную плату и перечисления средств в бюджет) является крупным мероприятием, направленным на создание для этих платежей предпочтительных условий.

Следует отметить, что улучшение условий расчета за товары и услуги способствовало лишь уменьшению неплатежей, но не могло их устранить, а тем более ликвидировать основные причины, порождающие неплатежи. В процессе организации безналичных расчетов банк постоянно стремится ослабить затруднения у хорошо работающих предприятий и активно воздействовать на предприятия, не выполняющие плановых заданий. С этой целью предоставляются кредиты на льготных основаниях хорошо работающим предприятиям и применяются санкции по отношению к предприятиям, не выполняющим планов реализации продукции и планов накоплений.